Интервью
Наука для всех: Бибарыс Сейтак о том, как казахский язык формирует научное сообщество

Наука для всех: Бибарыс Сейтак о том, как казахский язык формирует научное сообщество

Наука для всех: Бибарыс Сейтак о том, как казахский язык формирует научное сообщество

Добрый день, Бибарыс! Спасибо, что согласились на интервью. Не могли бы вы рассказать нам больше о проекте Казак Бабыл?

 «Казак Бабыл» — научно-образовательный проект, то есть мы продвигаем науку. Мы предлагаем общественности научный контент посредством креативных, красиво оформленных, грамотных, простым языком и лаконичных постов, а также качественных видеороликов, снятых с интересным профессиональным монтажом.

Что побудило вас открыть проект Казак Бабыл?

Сам изучал языковедение (лингвистику) в Назарбаев Университете. Я хотел поделиться своими знаниями о языках, их природе, таким образом собрал команду и открыли страницу в 2020 году. Хотелось бы, чтобы сложилось здоровое отношение к языкам, языковой политике, в том числе, конечно, к государственному языку в первую очередь. Много заблуждений о языке, много спекуляций. Часто можно увидеть, что кто-то, кто не имеет ни профессиональной, ни научной подготовки, ни диплома в языкознании, «сделал открытие» о языках, словах, игнорируя гуманитарные науки как ненаучные. Кто-то упрекает слово «әйел(женщина)», кто-то теряется в том, что «казахский язык не годится науке», кто-то говорит что «Благородное имя Алматы – Алма-Ата», что вызывает удивление. Такой слух требует научного, аргументированного фактчека-это могут сделать лингвисты. А сейчас мы расширяем наши масштабы и охватываем различные науки в целом.

Расскажите о своих коллегах, сколько людей в проекте и какой деятельностью они занимаются?

В нашей группе три человека: я Бибарыс Сейтак, Гульнур Султан и Аружан. Я магистр гуманитарных наук, работаю исследователем в Назарбаев Университете. Являюсь автором, дизайнером, монтажником проекта. Гульнур-инженер-химик, сейчас студент четвертого курса Назарбаев Университета. Аружан окончил университет Вистула по специальности политология, сейчас работает в фармацевтической компании. Гульнур занимается логистической работой в проекте, то есть при организации мероприятия организует место проведения, работает с раздаточными материалами, гостями, Аружан является копирайтером, коммуникатором, СММ.

На каком уровне сейчас интерес к науке среди казахстанской молодежи?

Страсть к науке высока. Недавно мы начали делать видео в новом формате, поэтому лично я, если честно, прогнозировал, что даже если и будет научная информация, то широко распространяться будет только контент, связанный с национализмом, то есть с казахами и Казахстаном. Но неожиданно наше видео об эволюции китов, выпущенное по случаю Международного дня китов, стало вирусным как в Instagram, так и в TikTok, получило более полумиллиона просмотров и до сих пор снова попадает в категорию «рекомендации» в TikTok с время от времени, может быть, миллион.

Как, по вашему мнению, можно усилить страсть к науке?

Мы считаем, что через контент, написанный простым языком, как наш. Сейчас наступил век Интернета. Похоже, нам пора привыкать к новой реальности.

Вы уделяете много внимания пропаганде родного языка, на каком уровне сегодня находится казахский язык в обществе? Можете ли вы сказать, что в повседневной жизни говорите на нашем родном языке? 

На пути к абсолютному приоритету казахского языка нет препятствий. Однако если мы продолжим регулярно с ними работать, то сможем смотреть на будущее языка с общим оптимизмом. Казахский язык – один из крупнейших, то есть широко используемых языков мира. Не зря ли такие гигантские корпорации, как Apple, Google, Microsoft и такие университеты, как Оксфорд, UCSB, Висконсин-Мэдисон, Университет Индианы, обращают внимание на казахский язык? Слово – это важный, важный язык. И провокаторы и презирающие язык могут говорить разное, но если вы будете продолжать обращать внимание на такие вещи, вы не добьетесь своей цели, верно? Они так привыкли иметь привилегию, просто говоря только по-русски, и теперь утешают себя этим, потому что понимают и чувствуют, что в скором времени все это потеряют. Таким людям надо показать правильный путь, правильную сторону истории.

Каков уровень развития казахского языка в научной сфере?

Проблем с казахским языком в научной сфере нет. Не существует языка, подходящего или непригодного для науки, он просто используется в одной области. У нас есть и положительные явления с этой точки зрения. Но нам еще предстоит много работать.

Есть ли у вас какие-либо предложения по повышению статуса нашего родного языка?

Часто говорят лозунг «начни с себя», но если многие проблемы будут решаться правительством и народом вместе, системно и законно, то все решится гораздо быстрее. Очевидно, что существует необходимость совершенствования законодательства, затрагивающего сферу услуг и дубляжа.

Что нужно сделать, чтобы стать участником проекта? Каковы требования?

На данный момент мы не принимаем новых участников в проект, мы втроем все    успеваем.

В завершение интервью, в честь предстоящего 12 апреля - Дня работников науки, выразите пожалуйста, свои теплые пожелания коллегам, работающим в этой сфере.

Я склоняю голову перед всеми, кто занимается наукой. Наука – это действительно путь развития. Мне бы хотелось быть верным науке, т. е. уметь всегда критически смотреть на свои мысли, уметь сомневаться там, где нужно, твердо говорить там, где нужно, всегда  быть в поиске новых открытий. Пусть ваши научные подвиги служат только на благо человечества. Пусть качество правосудия и условия для специалистов в области науки повысятся.

Интервью взяла Аюхан Жадра, эксперт НИЦ «Молодежь»

Фотоматериалы взяты из личного архива Бибарыса Сейтака.

Отказ от ответственности: Мнения и взгляды, выраженные в этом материале, принадлежат только автору(ам) и не отражают официальную позицию Молодёжного исследовательского центра. Кроме того, Центр не несет ответственности за точность, полноту и достоверность информации в данном материале.


11.04.2024 82

Возврат к списку