Интервью
Асия Ермухамбетова: О состоянии и перспективах казахстанской науки

Асия Ермухамбетова: О состоянии и перспективах казахстанской науки

Асия Ермухамбетова: О состоянии и перспективах казахстанской науки

Анализ контингента научных работников показывает риск низкого потенциала межпоколенческого замещения научных кадров высшей научной квалификации. Это связано со снижением притока молодежи в науку за последние три года. Несмотря на то, что общая численность работников, осуществляющих НИОКР, практически не изменилась (2020 г. – 22,6 тыс. человек, 2022 г. – 22,4 тыс. человек), численность молодых ученых в возрасте до 35 лет за этот период сократилась с 7,3 тыс. до 6,6 тыс. человек.

Интервью с Асией Ермухамбетовой, PhD в химической инженерии, University College London. Основательница и председатель Альянса молодых ученых — Young Researchers Alliance.

- Сейчас в обществе есть предположение, что профессия ученого не считается престижной среди молодежи. Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили пойти в науку и какие интересы у Вас были? 

Каждый ребенок рождается исследователем. В моем случае все тоже начиналось с детства с моих вопросов об устройстве мира, из чего состоят те или иные вещи, почему происходят определенные природные явления. В начале находила ответы у родителей, потом обращалась уже к книгам, энциклопедиям, и так я увлеклась химией. В школе мне дарили большие энциклопедии по химии, я изучала их от корки до корки, экспериментировала. 

В науку я пришла не сразу, после бакалавриата я успела поработать в сфере технического регулирования нефтегазовой отрасли в дочерней компании Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК. 

В какой-то момент я вовлекалась в профессиональное обучение и решила продолжить свое обучение по программе Болашак. После прохождения программы магистратуры в University College London я захотела работать в академической среде, где можно расти не сколько по карьерной лестнице, а именно профессионально. В науке нужно постоянно искать, разбираться, конструировать новые знания, учиться новому. 

Вдохновляют возможности сотрудничества с зарубежными учеными, проходить стажировки, участвовать в международных конференциях. Когда проводишь исследования, то сравниваешь себя с зарубежными коллегами, чувствуешь себя частью международного сообщества.

Нельзя не отметить кризис в казахстанской науке в Казахстан, который длиться уже не одно десятилетие кризис, что отразилось на профессии, которая перестала быть популярной среди молодежи. В целом в течение длительного периода времени происходила утечка мозгов из науки в другие сферы. Средний возраст сотрудника с ученой степенью составляет 57 лет и более 15% сотрудников достигли пенсионного возраста. Ситуация меняется, возможно не так быстро, как хотелось, все-таки на подготовку одного исследователя уходит в среднем от 7 лет и свыше. 

Для молодых ученых создаются условия, есть возможности не только заниматься исследованиями, но и создавать свои научные стартапы. Уже есть успешные случаи, когда ученые после завершения обучения проводят научные исследования, создают продукты и открывает свои компании. 

Также с 2020 года ежегодно увеличивают стипендии докторантам, проводят отдельные конкурсы для молодых ученых, грантовое финансирование молодых ученых «Жас Ғалым». В целом за последние несколько лет увеличилось финансирование науки в несколько раз. 

Еще предстоит большая работа по популяризации науки, для того, чтобы больше молодых людей приходили в науку, практиковали научный подход в своей деятельности. В этом плане уместно привлечения медиа-инструментов для популяризации научной деятельности.

- По Вашему мнению, труднее ли женщине, как ученому заявить о себе? Существует ли в нашей стране гендерный стереотип в отношении женщины-ученого? 

В науке судят не по полу, а по достижениям. С другой стороны, в естественных и технических науках действительно меньше женщин, такая ситуация наблюдается не только в Казахстане, а в целом в мире. Поэтому для привлечения внимания к этой проблеме по решению ООН с 2016 года отмечается Международный день женщин и девочек в науке.   

По поводу гендерного стереотипа, я бы привела такой факт, что несмотря на то, что у нас на 2022 год более 54% вовлеченных в науку женщин, у нас больше остепененных женщин, но у нас нет ни одного учебного заведения, научного института, научной премии названной в честь наших выдающихся женщин-ученых. К примеру, Нагима Айтхожина – первая женщина президент Казахской Академии наук, Найля Базанова – первая женщина академик в Центральной Азии, Патшайым Тажибаева – первая ученый-геолог в Центральной Азии, внесшая большой вклад в развитие литологии. Таких имен на самом деле немало, но мы не встречаем их имена в школьной программе, они не так известны широкой общественности, как их коллеги -мужчины. 

- Также Вы являетесь основательницей и председателем Альянса молодых ученых — Young Researchers Alliance. Расскажите, пожалуйста, какую цель преследует организация? 

В течение уже шести лет мы объединяем молодых ученых, проводим мероприятия по популяризации науки. Горжусь тем, что на сегодняшний день у нас самая большая организация, в которой 343 члена, ученых разных научных направлений и дисциплин.  Одна их задач Альянса – это ломать стереотипы о ученых, продвигать научные ценности. Мы также строим диалог между учеными и заинтересованными сторонами, представляем интересы научной общественности на различных площадках. Трое наших членов, я, Бейбит Абдикенов и Диас Тастанбеков вошли в состав Национального совета по науке и технологиям при Президенте РК. 

Наши члены также активно участвуют в Клубе молодых экспертов при сенате Парламента, в общественных советах, в рабочих группах и экспертных комиссиях, таким образом имея возможность предоставить свои рекомендации и внести вклад в развитие общества.  

- В 2022 году в два раза повысили зарплату ученым, появилась ипотечная программа. По Вашему мнению, какие шаги должно сделать государство для поддержки науки и молодых ученых?

Ипотечные программы начали работать с 2023 года, согласна, что это отличная возможность для ученых приобрести свое первое жилье. В целом, помимо данных мер, для любого ученого, самое главное – это научная среда, в которую входит и инфраструктура, и возможность находить единомышленников, создавать свои научные команды, направления. В этом плане сейчас не хватает поддержки в части обновления инфраструктуры.    

- Скажите, по Вашему мнению, что нужно для того, чтобы популяризировать науку? Как зажечь сердца юных исследователей?

Широкая популяризация науки необходима не только для притока талантливой молодежи в науку, но и для распространения научных знаний и научного подхода. Научный подход, исследовательские навыки применимы и даже необходимы в том числе и в быту, например, при решении вопроса о вакцинации, выборе лечения, питания, профессии. 

 В настоящее время накоплен значительный арсенал средств популяризации научного знания: научно-популярная литература, журналы и иная популярная пресса, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы и ютуб-канал. Но пока у нас в казахстанском медиа пространстве все еще мало качественного научного контента. 

Фото Асия2.jpeg

Спасибо за интервью!

Беседовала Зәуреш Жанғабыл, эксперт НИЦ «Молодежь»

Фотоматериалы из личного архива Асии Ермухамбетовой

Отказ от ответственности: Взгляды и мнения, изложенные в данном материале, принадлежат исключительно автору(ам) и не отражают официальную позицию Научно-исследовательского центра «Молодежь». Кроме того, Центр не несет ответственности за точность, полноту и достоверность информации, содержащейся в этом материале.

07.03.2024 139

Возврат к списку